Как сообщила глава отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Акмолинской области Е. Оспанова, дефицит водителей в Кокшетау составляет 132 человека. Только "Кокшетауский автобусный парк" не досчитывает 70 сотрудников.
Данная ситуация сложилась из-за ограничительных мер, введенных в регионе в связи с распространением пандемии коронавируса. Большинство горожан перевели на удаленную работу, поэтому пассажиропоток снизился в разы. А значит, уменьшилась и зарплата водителей, которая напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров.
Водителям пришлось уходить туда, где платят вне зависимости от того, сидят люди дома или едут по своим делам – на дорожные работы, грузоперевозки, в шахты и т. д. Из-за огромного оттока кадров автопарки остались без опытных сотрудников.
Сейчас, когда издан указ перевозить пассажиров только на сидячих местах, необходимо увеличить количество автобусов. А кто будет ими управлять – неизвестно.
Перевозчики изо всех сил стараются удержать оставшихся водителей: переработки оплачивают в полтора раза выше, делают доплаты за культуру обслуживания, безаварийную работу, выполнение плана. Зарплата многих водителей превышает 200 000 тенге, а это для Кокшетау немало.
С 2019 года на балансе "Кокшетауского автобусного парка" состоят 74 новых автобуса – за них заплатили более 3 млрд тенге. Только кто сядет за руль – вопрос остается открытым. Для того чтобы привлечь новых сотрудников, работодатели отправляют запросы в густонаселенные Южно-Казахстанскую, Северо-Казахстанскую и Кызылординскую области, обещают потенциальным водителям предоставить жилье и другие льготы. Только до сих пор ни один человек так и не откликнулся.
Ещё одной причиной нехватки кадров является наличие удостоверения с категорией D – необходимой для работы водителем общественного транспорта. Чтобы её получить, требуется стаж вождения в категории С не мене трех лет, а затем в категории D1 ещё не менее трех лет. То есть молодой человек должен три года проработать водителем грузовика, потом выучиться на водителя маршрутки, проработать ещё три года, и только после этого он может учиться на водителя автобуса.
Вот и получается, что одна проблема цепляется за другую, и ни одна из них не разрешается. А когда школьники и офисные сотрудники закончат дистанционное обучение/работу, вопрос с дефицитом кадров встанет ребром – пассажиров просто некому будет везти.
Помимо нехватки воителей есть в Кокшетау и ещё одна, не менее серьезная проблема – это убыточность перевозок. На сегодняшний день безналичный тариф за проезд по городу составляет 80 тенге, что заведомо ниже, нежели фактическая стоимость перевозки (более 100 тенге), куда входят не только зарплата сотрудников, но и топливо, техническое обслуживание транспортных средств, амортизация и т. д.
Повышать стоимость проезда – не вариант. На общественном транспорте передвигаются самые бедные слои населения, платить за поездку дороже им будет не по карману.
Но пока власти Акмолинской области решать вопрос с субсидиями транспортным компаниям не торопятся…